В российском праве появится институт совместного завещания

В Московской городской нотариальной палате прошел круглый стол на тему «Совместное завещание супругов в нотариальной практике», который провел д.ю.н., профессор Олег Блинков.
До сих пор российские граждане могли распоряжаться своим имуществом только посредством личного завещания. С 1 июня супруги, состоящие в браке, могут выразит посмертную волю совместно. Олег Блинков поделился с нотариусами своей точкой зрения на особенности исполнения новых положений закона на практике.
По его мнению, определенное количество граждан заинтересованы именно в форме совместного завещания, как способе определить имущественный режим супругов на случай смерти. Во многих европейских странах, к примеру, во Франции, эти вопросы можно учесть в брачном договоре, но в российском варианте этого документа можно предусмотреть правовые последствия только на перспективу развода.
Олег Блинков рассмотрел основные нормы, предусмотренные в Гражданском кодексе в отношении совместного завещания, и высказал свою позицию по их применению.
Совместное завещание могут оставить только лица, состоящие в браке. Супруги должны быть обладать полной дееспособностью и прийти к нотариусу лично.
В случае если муж и жена оставят последующие совместные завещания, то как и в случае автономного личного завещания, оно будет отменять предыдущие только в противоречащей части.
В совместном завещании супруги могут по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях предусмотренных ГК РФ, включить в завещание иные распоряжения. Также супруги вправе определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если определение имущества, входящего в наследственную массу каждого из супругов не нарушает прав третьих лиц.
Главное отличие совместного завещания от личного состоит в том, что супруги могут установить правовые последствия своего волеизъявления в зависимости от очередности смертей. Также они могут различным образом подназначить наследников. В том числе супруги могут предусмотреть условие, когда доля умершего супруга в имуществе, нажитом во время брака с наследодателем и являющимся их совместной собственностью, не входит в состав наследства и не переходит к наследникам в соответствии с правилами установленными ГК РФ (ст. 1150).
В то же время совместное завещание не затрагивает права обязательных наследников – их доля должна быть выделена в любом случае, поэтому нотариус обязан предупредить об этом своих клиентов.
Законодатель предусмотрел и такие нормы, по которым после смерти второй половины супруг может в одиночку отменить совместное волеизъявление, либо новым завещанием полностью изменит суть прежних распоряжений.
В случае же расторжения брака или признания его недействительным совместное завещание супругов автоматически утрачивает силу.
Спикер также рассмотрел особенности хранения тайны завещания при совместном волеизъявлении, назначения исполнителя завещания. Он отметил, что ни совместное завещание, ни наследственный договор, ни завещание, содержащее условие создания наследственного фонда, не могут быть закрытыми и удостоверены в прядке, предусмотренном ст. 1127 ГК РФ «Завещания, приравненные к нотариально удостоверенным завещаниям», а также в чрезвычайных обстоятельствах. Такое волеизъявление должно быть составлено только нотариусом.